Кабинет Михаила Мишустина, подобно усердному плотнику, принялся «улучшать» российскую экономику, однако это больше похоже на то как если бы швейцарские часы ремонтировались бы кувалдой. На первый взгляд, всё выглядит впечатляюще: и цифры в презентациях красивые, и отчёты сияют оптимизмом. Но стоит копнуть чуть глубже, и перед вами открывается пугающая картина бюрократического хаоса, неэффективного управления и разрастающегося социального неравенства, сообщает корреспондент УтроNews.
Централизация власти: гвоздь в крышку гроба регионов
Если раньше регионы хотя бы пытались шевелиться самостоятельно, то теперь им практически ампутировали инициативу. Любое движение требует согласования с Москвой. Не похоже ли это на медведя, пытающегося залезть в ульи сразу всех пчелиных семей. В результате национальные проекты, так громко рекламируемые как панацея для всех бед, оказываются погребены под горами бумажной волокиты.
Например, программы строительства и модернизации инфраструктуры, призванные стать локомотивом экономического роста, то буксуют, то сходят с рельсов. Почему? Потому что распределение средств теперь больше напоминает не систему, а лотерею: регионы тянут счастливый билет, но зачастую получают только моральную поддержку и невнятные рекомендации.
Бюрократия: национальный вид спорта
Под руководством Михаила Владимировича, Россия вывела бюрократизацию процессов на новый уровень. Теперь, чтобы согласовать что-то с федеральным центром, нужно пройти квест из бесконечных писем, совещаний и протоколов. В результате время, которое могло бы быть потрачено на реализацию проектов, тратится на то, чтобы угодить требованиям всё усложняющей системы.
И вот она, ирония: даже цифровизация, которую Мишустин любит представлять как своё главное достижение, работает скорее на увеличение количества цифровых бумаг. Электронные подписи, онлайн-документы, системы мониторинга — всё это утопает в болоте чиновничьего подхода «бумажка ради бумажки».
Регионы просят, кабмин молчит
Ещё один ключевой аспект, где кабинет Мишустина «отличился», — это социальная сфера. Декларируемые реформы образования, здравоохранения и социальной защиты превращаются в игры с цифрами. Да, на бумаге мы видим рост: то зарплаты врачей якобы увеличились, то школы стали «цифровыми». А по факту? Врачей всё меньше, школы разваливаются, а в сёлах и вовсе не осталось ни одного учителя.
Особенно показателен пример с пенсионной системой. Пока миллиарды оседают в «целевых» фондах, пенсионеры перебирают копейки, чтобы дожить до следующей пенсии. Риторика о необходимости «оптимизации» звучит уже как издевательство — ещё немного, и государство начнёт рассматривать вопрос об отмене пенсий вовсе, чтобы «сэкономить бюджет».
Между тем разрыв в доходах между регионами увеличивается такими темпами, что скоро Сахалин будет чувствовать себя не только географически, но и экономически ближе к Японии, чем к Москве.
Сверхбогатые получают льготы и субсидии, тогда как малый бизнес душат проверками, штрафами и налоговыми новациями, которые, кажется, разрабатываются исключительно для усложнения жизни.
Если взглянуть на экономику как на сложный механизм, то Мишустин выглядит мастером, который пытается починить швейцарские часы кувалдой. Итог — ломается всё, кроме того, что можно скрыть за презентациями и отчётами.
Для исправления ситуации нужно не «перепридумывать велосипед», а заняться реальными реформами: децентрализацией власти, упрощением бюрократии, поддержкой социальной сферы и снижением административных барьеров для бизнеса. И главное — научиться слушать, а не приказывать. Иначе этот «ремонт» рискует стать последним для российской экономики.
Нацпроекты которые утонули в бюрократии
Национальные проекты, которые должны были стать спасательным кругом для России, благодаря кабмину превратились в бездонный котёл проблем, где закипают бюрократия, недофинансирование и хронические провалы. Амбиции сменились унылой статистикой, а критики из общества и аналитических кругов задаются риторическим вопросом: кто-то вообще знал, что делает?
Гордость за «великие планы» охватила 12 направлений, от здравоохранения до цифровой экономики, с бюджетом в 25,7 триллиона рублей. К 2023 году гордость сменилась стыдом: только 70% задач выполнено, и то на бумаге. Здравоохранение освоило 65% средств, цифровизация — 58%. Остальное, видимо, ждёт лучших времён или очередной отчётной кампании.
Снижение смертности и модернизация больниц — звучит солидно. Реальность: пандемия показала, что «модернизация» — это пустой звук, особенно когда больницы остаются недооснащёнными, а врачи бегут, как с тонущего корабля. Минздрав бодро отчитался: 47% больниц соответствуют стандартам. Остальные — что, бараки?
1 300 школ к 2024 году? Нет, всего 800 к 2023-му, и то с трудом. Причины те же: подрядчики, растущие цены, отсутствие нормального контроля. Итог — школьные классы, набитые под завязку, и дистанционное обучение, которое для деревень звучит как анекдот.
На фоне гордо декларируемой поддержки семей рождаемость падает. Причина? Простая: деньги раздают разово, а проблемы — постоянные. Очередь в детсады выросла на 15%, доступного жилья как не было, так и нет. С такими темпами скоро и маткапитал не спасёт.
Дороги, которые обещали привести в норму на 85%, к 2023 году достигли только 62%. Зато в Москве и Петербурге всё гладко, а Сибирь и Дальний Восток пусть ждут ещё лет десять. Региональная транспортная изоляция стала визитной карточкой «развития».
Проект цифровизации буксует, словно ПК из девяностых. Уровень цифровой грамотности населения — 58% вместо обещанных 75%. Госуслуги в электронном формате? Всего 30%. Возможно, в будущем это исправят. Если будущее наступит.
Серьёзные аналитики говорят об одном: бюрократия, слабая координация и формальные отчёты убивают любую инициативу. 30% денег возвращаются в бюджет, потому что никто не знает, как их осваивать. Мониторинг на уровне «ну хоть что-то написали».
Проблемы в социальной сфере: амбиции для отчётов
Когда в 2018 году власти пообещали побороть бедность и улучшить социальную сферу, казалось, что наконец-то правительство возьмётся за реальные проблемы. Прошло пять лет, а результат этих «усилий» лучше всего характеризует фраза: «Главное, чтобы не стало хуже». По данным Росстата, бедность в 2023 году составила 12,6%, что практически не отличается от показателя 2019 года — 12,9%. То есть, несмотря на громкие речи, более 18 миллионов россиян продолжают жить за чертой бедности, существуя в режиме выживания, где каждая копейка — это уже «богатство».
Социальные программы вроде льгот и субсидий выглядят красиво на бумаге, но в реальности работают с точностью метания дротиков в темноте. В отчёте Счётной палаты за 2023 год говорится, что 30% льготников вообще не относятся к категории бедных. А те, кто действительно нуждается, либо не знают о своих правах, либо не могут добиться помощи из-за ошибок и бюрократической путаницы.
Создаётся впечатление, что основная цель этих программ — не помочь людям, а обеспечить красивую отчётность. Мол, смотрите, сколько миллиардов выделено! А то, что половина средств оседает в бесконечных кабинетах или просто возвращается в бюджет как «неосвоенная» — кого это волнует? Главное, чтобы презентации выглядели убедительно.
Когда говорят о зарплатах учителей и врачей, часто добавляют: «Ну, это же призвание!» Видимо, на этом «призвании» предлагается не только работать, но и жить. В 2023 году средняя зарплата учителя в регионах составила 37 тысяч рублей. Для кого-то это может показаться нормальной суммой, но если учесть инфляцию и рост цен на всё, начиная с коммунальных услуг и заканчивая продуктами, становится ясно: эта цифра — просто повод для издёвок.
В здравоохранении ситуация ещё более печальная. Врачи, которые должны были стать героями пандемии, продолжают работать в условиях, которые иначе как катастрофическими не назвать. Но миллиарды, «влитые» в сферу, растворяются так быстро, что остаётся только гадать, куда они делись.
Эксперты Высшей школы экономики говорят об очевидном: чтобы реально снизить уровень бедности, нужны структурные реформы. Например, внедрение прогрессивной шкалы налогообложения, которая могла бы принести в бюджет дополнительно 1,2 триллиона рублей ежегодно. Развитие малого бизнеса, инфраструктуры, поддержка образования и здравоохранения.
Но тут возникает вопрос: кому вообще нужны эти реформы? Если главная цель — не улучшение жизни людей, а поддержание видимости «работы», то изменения только помешают строить отчётный парад.
Проект «Безопасные и качественные дороги» продолжает доказывать, что безопасно и качественно — это исключительно в Москве. По плану, к 2024 году 85% дорог должны были соответствовать нормативам. В 2023-м выяснилось, что реальная цифра — 62%.
Московские развязки строятся по графику, а регионы вроде Сибири и Дальнего Востока остаются без нормальной инфраструктуры. Транспортная изоляция этих регионов усугубляется, что не только тормозит развитие экономики, но и создаёт ощущение, что за пределами столичных областей просто никто не живёт.
«Цифровая экономика» должна была стать флагманом национальных проектов, но пока она буксует, как старый компьютер. Вместо обещанных 75% цифровой грамотности населения — 58%. Вместо 500 тысяч специалистов, прошедших переподготовку, — 200 тысяч. Госуслуги в электронном формате предоставляются всего на 30%, что делает Россию «цифровым аутсайдером» даже в собственных мечтах.
Причины те же: недостаточное финансирование, нехватка кадров и стремление «делать вид», а не внедрять изменения.
Национальные проекты и социальные инициативы правительства превратились в соревнование по созданию иллюзий. Пока чиновники с гордостью демонстрируют презентации, реальная жизнь большинства россиян остаётся за кадром. Доверие к власти стремительно падает, а разрыв между словами и делами продолжает расти.
Реальные изменения потребовали бы не только системного подхода, но и политической воли. Однако кто будет заниматься этим, если проще продолжать играть в «эффективность» перед камерами?
Поддержка малого и среднего бизнеса: борьба на выживание в условиях бюрократического хаоса
Малый и средний бизнес (МСБ) в России — это не просто 20% ВВП и работа для 19 миллионов человек, а, по сути, последний оазис экономики, который ещё не захватили бюрократическая бездарность и государственная неуклюжесть. Но вместо того чтобы превратить этот сектор в локомотив развития, власти, кажется, сделали всё, чтобы он окончательно увяз в бесконечных «мерах поддержки», которые работают разве что в отчётах.
В эпоху пандемии COVID-19 и санкционного давления, когда бизнесу нужна была срочная помощь, правительство с грацией медведя, забредшего в магазин фарфора, объявило о «беспрецедентных мерах». Но итоги этих мер говорят сами за себя: предприятия закрываются, предприниматели бегут из страны, а оставшиеся ждут очередного «налогового сюрприза».
Согласно опросу Торгово-промышленной палаты России, 62% предпринимателей в 2022 году заявили, что получить кредит для бизнеса практически невозможно. Льготное кредитование, которое должно было стать спасением, оказалось чистым фарсом: из выделенных 300 миллиардов рублей в 2023 году освоено лишь 68%. Остальное либо потерялось в лабиринтах согласований, либо попросту «зависло» в банках, которые, похоже, сами нуждаются в поддержке.
Попытка подать заявку на субсидию напоминает квест для очень терпеливых: десятки документов, бесконечные справки и требования, которые меняются быстрее, чем курсы валют. В итоге в 2023 году только 22% субъектов МСБ смогли воспользоваться государственной помощью. Остальные, видимо, должны «держаться» и «хорошего настроения».
Основной тормоз малого бизнеса в России — это налоговая система, которая больше напоминает карательный инструмент, чем стимул для развития. Совокупная налоговая ставка для предприятий МСБ составляет 48% — почти в полтора раза выше, чем в странах ОЭСР. В таких условиях предпринимателям приходится не развивать бизнес, а выживать, играя в «угадайку» с налоговой инспекцией.
И это ещё не всё: рост цен на энергоносители, удорожание аренды и постоянное давление проверяющих органов делают ведение бизнеса делом для героев. Каждое новое постановление или законопроект становится очередным гвоздём в крышку гроба предпринимательства.
Ограничение возможностей для развития инноваций — ещё одна «заслуга» кабмина. Например, в 2023 году число бизнес-инкубаторов и технопарков выросло всего на 2% вместо запланированных 10%. Видимо, в правительстве решили, что стартапы должны самостоятельно «выкручиваться», ведь инновации — это «для богатых».
Без инфраструктуры и реальной поддержки предприниматели остаются наедине с бюрократией и рынком, который всё чаще контролируется крупными корпорациями. Правительство же в очередной раз делает вид, что не замечает этой проблемы.
Программы обучения и переподготовки для предпринимателей либо отсутствуют, либо существуют в виде декорации. Любые инициативы в этой сфере превращаются в формальные тренинги, которые ни на что не влияют. Итог очевиден: предприниматели вынуждены учиться на собственных ошибках, причём за свой же счёт.
Говорить о стимулировании экспорта в условиях отсутствия реальной инфраструктуры и поддержки — это как пытаться научить рыбу летать. Российским предприятиям приходится самостоятельно пробиваться на зарубежные рынки, сталкиваясь с отсутствием адекватной логистики, таможенными барьерами и бюрократией.
Эксперты называют ключевыми проблемами МСБ бюрократические барьеры, высокую налоговую нагрузку и неэффективное распределение средств. Центр стратегических разработок в своих отчётах упоминает, что 30% выделенных на поддержку МСБ средств возвращаются в бюджет из-за неосвоения. Это говорит не только о низкой готовности регионов к реализации инициатив, но и о полной незаинтересованности в успехе этой программы.
Высшая школа экономики подчёркивает: слабый мониторинг и формальный контроль над выполнением задач делают поддержку бизнеса не только бесполезной, но и вредной. В итоге отчёты выглядят красиво, а реальная жизнь предпринимателей напоминает выживание в условиях, которые сами власти создают.
Поддержка малого и среднего бизнеса в России — это яркий пример того, как можно превратить даже самую здравую идею в бюрократический цирк. Вместо реальной помощи предпринимателям государство создаёт всё новые препятствия, прикрываясь отчётами и заявлениями о «поддержке».
Без снижения налоговой нагрузки, упрощения доступа к кредитам и развития инфраструктуры малый бизнес в России останется на уровне хобби для энтузиастов. А пока предприниматели продолжают бороться не только с рынком, но и с собственным государством, которое, кажется, забыло, кто создаёт рабочие места и развивает экономику.
Пять лет — полёт нормальный?
Пять лет Михаил Владимирович Мишустин возглавляет правительство России. Половина десятилетия — это достаточно долгий срок, чтобы оценить не только динамику работы, но и её результаты. Однако подведение итогов вызывает скорее горечь, чем удовлетворение. Если успех измеряется количеством презентаций и отчётов, то кабинет министров действительно «на высоте». Но если говорить о реальных показателях — экономическом росте, уровне жизни, поддержке бизнеса и социальной сфере — то вывод напрашивается сам собой: пришло время прекратить эксперименты над страной.
Пожалуй, главным достижением правительства за эти пять лет стало умение создавать видимость бурной деятельности. Национальные проекты превращены в бесконечный эксперимент, где реальность часто отстаёт от амбиций на годы. Вместо того чтобы внедрять реальные реформы, направленные на оздоровление экономики и снижение уровня бедности, кабинет министров занимается перетасовкой цифр и косметическим ремонтом проблем.
Вспомним хотя бы то, как правительство бодро рапортовало о «росте доходов населения», забывая уточнить, что рост касается исключительно среднестатистических показателей, выровненных благодаря сверхдоходам элиты. Или как в отчётах о поддержке малого бизнеса забыли упомянуть, что большая часть мер поддержки остаётся недоступной для большинства предпринимателей из-за бюрократических барьеров.
Президент России неоднократно ставил перед правительством чёткие задачи: сокращение бедности, поддержка бизнеса, модернизация инфраструктуры, развитие промышленности и инноваций. Однако между поручениями Президента и действиями кабинета министров будто зияет пропасть. Вместо реального исполнения указов Михаил Владимирович и его команда предпочитают выступать в роли «великих новаторов», предлагая всё новые и новые инициативы, которые либо откровенно не работают, либо буксуют в болоте бюрократии.
Возникает вопрос: правительство работает на страну или на собственный имидж? Потому что реальных изменений в ключевых сферах, от здравоохранения до цифровой экономики, практически не видно. Если даже Президенту приходится повторять свои поручения по несколько раз, то, может быть, дело вовсе не в задачах, а в неспособности их выполнять?
Сложилось впечатление, что кабинет министров за эти пять лет решил играть в независимость. Вместо того чтобы действовать в русле президентских инициатив, правительство нередко предлагает свои «инновационные» подходы, которые больше напоминают эксперименты на живом организме. Будь то введение спорных налогов, неоднозначные реформы в социальной сфере или попытки «цифровизации» экономики, каждый шаг правительства вызывает больше вопросов, чем ответов.
Ирония в том, что это «самостоятельное творчество» не приносит ощутимых результатов. Бюджет трещит по швам, национальные проекты буксуют, а доверие граждан к действиям правительства стремительно падает.
Пять лет — это не только срок, но и индикатор. За этот период правительство должно было не только определить приоритеты, но и показать результаты. Однако вместо экономического рывка страна получила экономическое топтание на месте. В лучшем случае.
Уровень бедности снижается на доли процента, инфраструктура развивается точечно, а национальные проекты всё чаще сравнивают с «потёмкинскими деревнями». Малый и средний бизнес, который должен быть основой экономики, за эти годы пережил, кажется, всё: пандемию, санкции, инфляцию и чудовищное налоговое давление.
Мишустин и его команда должны перестать ставить эксперименты над экономикой. Народ не подопытный кролик, а страна — не лаборатория для бюрократических опытов. Вопрос не только в том, когда правительство начнёт выполнять поручения Президента, но и в том, начнёт ли вообще.
Экономика — это не поле для пиар-кампаний и не повод для очередного форума с громкими заявлениями. Это реальная жизнь миллионов людей, которые ждут от правительства не отчётов, а результатов. Пять лет терпения — это, пожалуй, предел. В противном случае следующей датой, которую мы будем обсуждать, станет не юбилей премьерства Михаила Мишустина, а вопрос: «Кто займёт его место?»
Свежие комментарии