На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

УтроNews

138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Знает тот,кто это и хочет!В США считают, чт...
  • Eduard
    Правильно,так они сами Украине и посоветовали!В США считают, чт...

Мишустинские манёвры: от поручений Президента до игры в имитацию

Кабинет Михаила Мишустина, подобно усердному плотнику, принялся «улучшать» российскую экономику, однако это больше похоже на то как если бы швейцарские часы ремонтировались бы кувалдой. На первый взгляд, всё выглядит впечатляюще: и цифры в презентациях красивые, и отчёты сияют оптимизмом. Но стоит копнуть чуть глубже, и перед вами открывается пугающая картина бюрократического хаоса, неэффективного управления и разрастающегося социального неравенства, сообщает корреспондент УтроNews.

Централизация власти: гвоздь в крышку гроба регионов

Если раньше регионы хотя бы пытались шевелиться самостоятельно, то теперь им практически ампутировали инициативу. Любое движение требует согласования с Москвой. Не похоже ли это на медведя, пытающегося залезть в ульи сразу всех пчелиных семей. В результате национальные проекты, так громко рекламируемые как панацея для всех бед, оказываются погребены под горами бумажной волокиты.

Например, программы строительства и модернизации инфраструктуры, призванные стать локомотивом экономического роста, то буксуют, то сходят с рельсов. Почему? Потому что распределение средств теперь больше напоминает не систему, а лотерею: регионы тянут счастливый билет, но зачастую получают только моральную поддержку и невнятные рекомендации.

Бюрократия: национальный вид спорта

Под руководством Михаила Владимировича, Россия вывела бюрократизацию процессов на новый уровень. Теперь, чтобы согласовать что-то с федеральным центром, нужно пройти квест из бесконечных писем, совещаний и протоколов. В результате время, которое могло бы быть потрачено на реализацию проектов, тратится на то, чтобы угодить требованиям всё усложняющей системы.

И вот она, ирония: даже цифровизация, которую Мишустин любит представлять как своё главное достижение, работает скорее на увеличение количества цифровых бумаг. Электронные подписи, онлайн-документы, системы мониторинга — всё это утопает в болоте чиновничьего подхода «бумажка ради бумажки».

Регионы просят, кабмин молчит

Ещё один ключевой аспект, где кабинет Мишустина «отличился», — это социальная сфера. Декларируемые реформы образования, здравоохранения и социальной защиты превращаются в игры с цифрами. Да, на бумаге мы видим рост: то зарплаты врачей якобы увеличились, то школы стали «цифровыми». А по факту? Врачей всё меньше, школы разваливаются, а в сёлах и вовсе не осталось ни одного учителя.

Особенно показателен пример с пенсионной системой. Пока миллиарды оседают в «целевых» фондах, пенсионеры перебирают копейки, чтобы дожить до следующей пенсии. Риторика о необходимости «оптимизации» звучит уже как издевательство — ещё немного, и государство начнёт рассматривать вопрос об отмене пенсий вовсе, чтобы «сэкономить бюджет».
Между тем разрыв в доходах между регионами увеличивается такими темпами, что скоро Сахалин будет чувствовать себя не только географически, но и экономически ближе к Японии, чем к Москве.

Сверхбогатые получают льготы и субсидии, тогда как малый бизнес душат проверками, штрафами и налоговыми новациями, которые, кажется, разрабатываются исключительно для усложнения жизни.

Если взглянуть на экономику как на сложный механизм, то Мишустин выглядит мастером, который пытается починить швейцарские часы кувалдой. Итог — ломается всё, кроме того, что можно скрыть за презентациями и отчётами.

Для исправления ситуации нужно не «перепридумывать велосипед», а заняться реальными реформами: децентрализацией власти, упрощением бюрократии, поддержкой социальной сферы и снижением административных барьеров для бизнеса. И главное — научиться слушать, а не приказывать. Иначе этот «ремонт» рискует стать последним для российской экономики.

Нацпроекты которые утонули в бюрократии

Национальные проекты, которые должны были стать спасательным кругом для России, благодаря кабмину превратились в бездонный котёл проблем, где закипают бюрократия, недофинансирование и хронические провалы. Амбиции сменились унылой статистикой, а критики из общества и аналитических кругов задаются риторическим вопросом: кто-то вообще знал, что делает?

Гордость за «великие планы» охватила 12 направлений, от здравоохранения до цифровой экономики, с бюджетом в 25,7 триллиона рублей. К 2023 году гордость сменилась стыдом: только 70% задач выполнено, и то на бумаге. Здравоохранение освоило 65% средств, цифровизация — 58%. Остальное, видимо, ждёт лучших времён или очередной отчётной кампании.

Снижение смертности и модернизация больниц — звучит солидно. Реальность: пандемия показала, что «модернизация» — это пустой звук, особенно когда больницы остаются недооснащёнными, а врачи бегут, как с тонущего корабля. Минздрав бодро отчитался: 47% больниц соответствуют стандартам. Остальные — что, бараки?

1 300 школ к 2024 году? Нет, всего 800 к 2023-му, и то с трудом. Причины те же: подрядчики, растущие цены, отсутствие нормального контроля. Итог — школьные классы, набитые под завязку, и дистанционное обучение, которое для деревень звучит как анекдот.

На фоне гордо декларируемой поддержки семей рождаемость падает. Причина? Простая: деньги раздают разово, а проблемы — постоянные. Очередь в детсады выросла на 15%, доступного жилья как не было, так и нет. С такими темпами скоро и маткапитал не спасёт.

Дороги, которые обещали привести в норму на 85%, к 2023 году достигли только 62%. Зато в Москве и Петербурге всё гладко, а Сибирь и Дальний Восток пусть ждут ещё лет десять. Региональная транспортная изоляция стала визитной карточкой «развития».

Проект цифровизации буксует, словно ПК из девяностых. Уровень цифровой грамотности населения — 58% вместо обещанных 75%. Госуслуги в электронном формате? Всего 30%. Возможно, в будущем это исправят. Если будущее наступит.

Серьёзные аналитики говорят об одном: бюрократия, слабая координация и формальные отчёты убивают любую инициативу. 30% денег возвращаются в бюджет, потому что никто не знает, как их осваивать. Мониторинг на уровне «ну хоть что-то написали».

Проблемы в социальной сфере: амбиции для отчётов

Когда в 2018 году власти пообещали побороть бедность и улучшить социальную сферу, казалось, что наконец-то правительство возьмётся за реальные проблемы. Прошло пять лет, а результат этих «усилий» лучше всего характеризует фраза: «Главное, чтобы не стало хуже». По данным Росстата, бедность в 2023 году составила 12,6%, что практически не отличается от показателя 2019 года — 12,9%. То есть, несмотря на громкие речи, более 18 миллионов россиян продолжают жить за чертой бедности, существуя в режиме выживания, где каждая копейка — это уже «богатство».

Социальные программы вроде льгот и субсидий выглядят красиво на бумаге, но в реальности работают с точностью метания дротиков в темноте. В отчёте Счётной палаты за 2023 год говорится, что 30% льготников вообще не относятся к категории бедных. А те, кто действительно нуждается, либо не знают о своих правах, либо не могут добиться помощи из-за ошибок и бюрократической путаницы.

Создаётся впечатление, что основная цель этих программ — не помочь людям, а обеспечить красивую отчётность. Мол, смотрите, сколько миллиардов выделено! А то, что половина средств оседает в бесконечных кабинетах или просто возвращается в бюджет как «неосвоенная» — кого это волнует? Главное, чтобы презентации выглядели убедительно.

Когда говорят о зарплатах учителей и врачей, часто добавляют: «Ну, это же призвание!» Видимо, на этом «призвании» предлагается не только работать, но и жить. В 2023 году средняя зарплата учителя в регионах составила 37 тысяч рублей. Для кого-то это может показаться нормальной суммой, но если учесть инфляцию и рост цен на всё, начиная с коммунальных услуг и заканчивая продуктами, становится ясно: эта цифра — просто повод для издёвок.

В здравоохранении ситуация ещё более печальная. Врачи, которые должны были стать героями пандемии, продолжают работать в условиях, которые иначе как катастрофическими не назвать. Но миллиарды, «влитые» в сферу, растворяются так быстро, что остаётся только гадать, куда они делись.

Эксперты Высшей школы экономики говорят об очевидном: чтобы реально снизить уровень бедности, нужны структурные реформы. Например, внедрение прогрессивной шкалы налогообложения, которая могла бы принести в бюджет дополнительно 1,2 триллиона рублей ежегодно. Развитие малого бизнеса, инфраструктуры, поддержка образования и здравоохранения.

Но тут возникает вопрос: кому вообще нужны эти реформы? Если главная цель — не улучшение жизни людей, а поддержание видимости «работы», то изменения только помешают строить отчётный парад.

Проект «Безопасные и качественные дороги» продолжает доказывать, что безопасно и качественно — это исключительно в Москве. По плану, к 2024 году 85% дорог должны были соответствовать нормативам. В 2023-м выяснилось, что реальная цифра — 62%.

Московские развязки строятся по графику, а регионы вроде Сибири и Дальнего Востока остаются без нормальной инфраструктуры. Транспортная изоляция этих регионов усугубляется, что не только тормозит развитие экономики, но и создаёт ощущение, что за пределами столичных областей просто никто не живёт.

«Цифровая экономика» должна была стать флагманом национальных проектов, но пока она буксует, как старый компьютер. Вместо обещанных 75% цифровой грамотности населения — 58%. Вместо 500 тысяч специалистов, прошедших переподготовку, — 200 тысяч. Госуслуги в электронном формате предоставляются всего на 30%, что делает Россию «цифровым аутсайдером» даже в собственных мечтах.

Причины те же: недостаточное финансирование, нехватка кадров и стремление «делать вид», а не внедрять изменения.

Национальные проекты и социальные инициативы правительства превратились в соревнование по созданию иллюзий. Пока чиновники с гордостью демонстрируют презентации, реальная жизнь большинства россиян остаётся за кадром. Доверие к власти стремительно падает, а разрыв между словами и делами продолжает расти.

Реальные изменения потребовали бы не только системного подхода, но и политической воли. Однако кто будет заниматься этим, если проще продолжать играть в «эффективность» перед камерами?

Поддержка малого и среднего бизнеса: борьба на выживание в условиях бюрократического хаоса

Малый и средний бизнес (МСБ) в России — это не просто 20% ВВП и работа для 19 миллионов человек, а, по сути, последний оазис экономики, который ещё не захватили бюрократическая бездарность и государственная неуклюжесть. Но вместо того чтобы превратить этот сектор в локомотив развития, власти, кажется, сделали всё, чтобы он окончательно увяз в бесконечных «мерах поддержки», которые работают разве что в отчётах.

В эпоху пандемии COVID-19 и санкционного давления, когда бизнесу нужна была срочная помощь, правительство с грацией медведя, забредшего в магазин фарфора, объявило о «беспрецедентных мерах». Но итоги этих мер говорят сами за себя: предприятия закрываются, предприниматели бегут из страны, а оставшиеся ждут очередного «налогового сюрприза».

Согласно опросу Торгово-промышленной палаты России, 62% предпринимателей в 2022 году заявили, что получить кредит для бизнеса практически невозможно. Льготное кредитование, которое должно было стать спасением, оказалось чистым фарсом: из выделенных 300 миллиардов рублей в 2023 году освоено лишь 68%. Остальное либо потерялось в лабиринтах согласований, либо попросту «зависло» в банках, которые, похоже, сами нуждаются в поддержке.

Попытка подать заявку на субсидию напоминает квест для очень терпеливых: десятки документов, бесконечные справки и требования, которые меняются быстрее, чем курсы валют. В итоге в 2023 году только 22% субъектов МСБ смогли воспользоваться государственной помощью. Остальные, видимо, должны «держаться» и «хорошего настроения».

Основной тормоз малого бизнеса в России — это налоговая система, которая больше напоминает карательный инструмент, чем стимул для развития. Совокупная налоговая ставка для предприятий МСБ составляет 48% — почти в полтора раза выше, чем в странах ОЭСР. В таких условиях предпринимателям приходится не развивать бизнес, а выживать, играя в «угадайку» с налоговой инспекцией.

И это ещё не всё: рост цен на энергоносители, удорожание аренды и постоянное давление проверяющих органов делают ведение бизнеса делом для героев. Каждое новое постановление или законопроект становится очередным гвоздём в крышку гроба предпринимательства.

Ограничение возможностей для развития инноваций — ещё одна «заслуга» кабмина. Например, в 2023 году число бизнес-инкубаторов и технопарков выросло всего на 2% вместо запланированных 10%. Видимо, в правительстве решили, что стартапы должны самостоятельно «выкручиваться», ведь инновации — это «для богатых».

Без инфраструктуры и реальной поддержки предприниматели остаются наедине с бюрократией и рынком, который всё чаще контролируется крупными корпорациями. Правительство же в очередной раз делает вид, что не замечает этой проблемы.

Программы обучения и переподготовки для предпринимателей либо отсутствуют, либо существуют в виде декорации. Любые инициативы в этой сфере превращаются в формальные тренинги, которые ни на что не влияют. Итог очевиден: предприниматели вынуждены учиться на собственных ошибках, причём за свой же счёт.

Говорить о стимулировании экспорта в условиях отсутствия реальной инфраструктуры и поддержки — это как пытаться научить рыбу летать. Российским предприятиям приходится самостоятельно пробиваться на зарубежные рынки, сталкиваясь с отсутствием адекватной логистики, таможенными барьерами и бюрократией.

Эксперты называют ключевыми проблемами МСБ бюрократические барьеры, высокую налоговую нагрузку и неэффективное распределение средств. Центр стратегических разработок в своих отчётах упоминает, что 30% выделенных на поддержку МСБ средств возвращаются в бюджет из-за неосвоения. Это говорит не только о низкой готовности регионов к реализации инициатив, но и о полной незаинтересованности в успехе этой программы.

Высшая школа экономики подчёркивает: слабый мониторинг и формальный контроль над выполнением задач делают поддержку бизнеса не только бесполезной, но и вредной. В итоге отчёты выглядят красиво, а реальная жизнь предпринимателей напоминает выживание в условиях, которые сами власти создают.

Поддержка малого и среднего бизнеса в России — это яркий пример того, как можно превратить даже самую здравую идею в бюрократический цирк. Вместо реальной помощи предпринимателям государство создаёт всё новые препятствия, прикрываясь отчётами и заявлениями о «поддержке».

Без снижения налоговой нагрузки, упрощения доступа к кредитам и развития инфраструктуры малый бизнес в России останется на уровне хобби для энтузиастов. А пока предприниматели продолжают бороться не только с рынком, но и с собственным государством, которое, кажется, забыло, кто создаёт рабочие места и развивает экономику.

Пять лет — полёт нормальный?

Пять лет Михаил Владимирович Мишустин возглавляет правительство России. Половина десятилетия — это достаточно долгий срок, чтобы оценить не только динамику работы, но и её результаты. Однако подведение итогов вызывает скорее горечь, чем удовлетворение. Если успех измеряется количеством презентаций и отчётов, то кабинет министров действительно «на высоте». Но если говорить о реальных показателях — экономическом росте, уровне жизни, поддержке бизнеса и социальной сфере — то вывод напрашивается сам собой: пришло время прекратить эксперименты над страной.

Пожалуй, главным достижением правительства за эти пять лет стало умение создавать видимость бурной деятельности. Национальные проекты превращены в бесконечный эксперимент, где реальность часто отстаёт от амбиций на годы. Вместо того чтобы внедрять реальные реформы, направленные на оздоровление экономики и снижение уровня бедности, кабинет министров занимается перетасовкой цифр и косметическим ремонтом проблем.

Вспомним хотя бы то, как правительство бодро рапортовало о «росте доходов населения», забывая уточнить, что рост касается исключительно среднестатистических показателей, выровненных благодаря сверхдоходам элиты. Или как в отчётах о поддержке малого бизнеса забыли упомянуть, что большая часть мер поддержки остаётся недоступной для большинства предпринимателей из-за бюрократических барьеров.

Президент России неоднократно ставил перед правительством чёткие задачи: сокращение бедности, поддержка бизнеса, модернизация инфраструктуры, развитие промышленности и инноваций. Однако между поручениями Президента и действиями кабинета министров будто зияет пропасть. Вместо реального исполнения указов Михаил Владимирович и его команда предпочитают выступать в роли «великих новаторов», предлагая всё новые и новые инициативы, которые либо откровенно не работают, либо буксуют в болоте бюрократии.

Возникает вопрос: правительство работает на страну или на собственный имидж? Потому что реальных изменений в ключевых сферах, от здравоохранения до цифровой экономики, практически не видно. Если даже Президенту приходится повторять свои поручения по несколько раз, то, может быть, дело вовсе не в задачах, а в неспособности их выполнять?

Сложилось впечатление, что кабинет министров за эти пять лет решил играть в независимость. Вместо того чтобы действовать в русле президентских инициатив, правительство нередко предлагает свои «инновационные» подходы, которые больше напоминают эксперименты на живом организме. Будь то введение спорных налогов, неоднозначные реформы в социальной сфере или попытки «цифровизации» экономики, каждый шаг правительства вызывает больше вопросов, чем ответов.

Ирония в том, что это «самостоятельное творчество» не приносит ощутимых результатов. Бюджет трещит по швам, национальные проекты буксуют, а доверие граждан к действиям правительства стремительно падает.

Пять лет — это не только срок, но и индикатор. За этот период правительство должно было не только определить приоритеты, но и показать результаты. Однако вместо экономического рывка страна получила экономическое топтание на месте. В лучшем случае.

Уровень бедности снижается на доли процента, инфраструктура развивается точечно, а национальные проекты всё чаще сравнивают с «потёмкинскими деревнями». Малый и средний бизнес, который должен быть основой экономики, за эти годы пережил, кажется, всё: пандемию, санкции, инфляцию и чудовищное налоговое давление.

Мишустин и его команда должны перестать ставить эксперименты над экономикой. Народ не подопытный кролик, а страна — не лаборатория для бюрократических опытов. Вопрос не только в том, когда правительство начнёт выполнять поручения Президента, но и в том, начнёт ли вообще.

Экономика — это не поле для пиар-кампаний и не повод для очередного форума с громкими заявлениями. Это реальная жизнь миллионов людей, которые ждут от правительства не отчётов, а результатов. Пять лет терпения — это, пожалуй, предел. В противном случае следующей датой, которую мы будем обсуждать, станет не юбилей премьерства Михаила Мишустина, а вопрос: «Кто займёт его место?»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх