Дорогие товарищи, срочно отложите смартфоны, выключите Нетфликсы и заварите крепкий чай в гранёном стакане - в этот вечер вас ждёт нечто феноменально увлекательное, потому что новая книга Алексея Небоходова «Сны с черного хода 2» только что вышла на Литрес и уже успела наделать шума.
Новая книга мастера провокаций и психологического эквилибристики Алексея Небоходова «Сны с черного хода 2» способна отправить вас не просто в мир грёз, а прямиком в СССР образца 1985 года, минуя любые бюрократические и идеологические преграды.
Приготовьтесь, сейчас будет очень смешно, местами страшновато и совершенно невозможно оторваться.Стоит отдельно отметить, что это продолжение уже полюбившейся читателям серии книг «Сны с черного хода», в которой автор ловко и остроумно исследует тему сновидений и путешествий во времени.
Небоходов, как обычно, не мелочится. Его героиня, знаменитая и успешная писательница Лия, с лёгкой руки автора моментально теряет ориентиры и просыпается... в студенческой общаге Литературного института 1985 года. Всё бы ничего, если бы не абсолютная достоверность происходящего: старые советские простыни (о, незабываемая фактура!), запахи казённого мыла и, конечно, эти стены, украшенные непременными «поэтическими» эпитетами, нацарапанными чьими-то гениальными перьями. Здесь всё настолько живо и ярко, что хочется проверить - а не проснулся ли ты сам в прошлом?
Осторожно: герои вышли из-под контроля!
Небоходов виртуозно смешивает жанры и эпохи: сны и реальность, любовь и тоска по несбывшемуся, то ли фантастика, то ли трагикомедия - кто там разберёт? Его герои не просто возвращаются в прошлое - они активно меняют его, а заодно и будущее. Одним словом, держись, теория относительности Эйнштейна, в бой идут небоходовские герои, не отягощённые обязательствами перед пространственно-временным континуумом. Сегодня они делают шаг влево, завтра прыжок вправо, и уже совершенно невозможно понять, что было реальностью, а что - сном, хитро сплетённым автором.
Любовь во времена СССР
Однако Небоходов был бы не собой, если бы всё ограничилось ностальгическими поездками на троллейбусах и рассуждениями о Борхесе с симпатичным преподавателем Александром Григорьевичем. Любовные переживания Лии, невозможность переступить черту с любимым педагогом в 1985 году сменяются страстным и стремительным романом с молодым журналистом Антоном уже в нашем времени. И тут автор не ограничивает себя ни в эмоциях, ни в фантазии - страсть кипит на страницах, и вот уже Лия мечется между мирами и мужчинами так, что читателю остаётся только завидовать её гиперактивной личной жизни и бесконечным возможностям перемещаться во времени. Пожалуй, так свободно чувствовала себя разве что Алиса в Стране чудес, но даже она не умела путешествовать во времени и не имела таких богатых любовных приключений.
Сериал или реальность?
И вот уже к концу третьей главы ты, дорогой читатель, начинаешь задаваться вопросом: это точно Небоходов, а не сценаристы какого-нибудь особо изощрённого сериала на Netflix, вдохновлённые «Назад в будущее» и «Сексом в большом городе» одновременно? Кажется, что режиссёр такой экранизации уже выстроился в очередь, чтобы уловить тонкую грань между литературой и кинематографом, и мы с нетерпением ждём, кто же возьмётся за это первым.
Литературные салочки
В лучших традициях Гаспаряновского подхода к литературной критике отмечаем: писатель играет в интеллектуальные салочки со своими читателями. Ухватишь за ниточку реальности, а автор её тут же вырывает из рук и смеётся, подбрасывая новый поворот сюжета. Да ещё какой! Здесь смешалось всё - романтика и сатира, нежность и сарказм, философские размышления и безудержная ирония над советской и постсоветской реальностью.
СССР по талонам и с Генсеком КПСС Чубайсом
Кульминация безжалостно издевается над всеми возможными клише: Лия просыпается в альтернативном Советском Союзе, где за мораль отвечает специальная госструктура под руководством... да-да, того самого Антона. Здесь секс по талонам, идеология контролируется искусственным интеллектом, а главным идеологом выступает не кто иной, как её давняя любовь Александр Григорьевич. В роли генсека КПСС, кстати, выступает сам Чубайс - и это, признаемся, наша любимая сатирическая деталь. Эта альтернативная реальность не просто абсурдна - она так восхитительно логична в своей нелепости, что хочется аплодировать стоя.
Смех сквозь слёзы
Если вдруг вам покажется, что это уже чересчур, то вспомните, что автор - Небоходов. Его не остановить в желании показать, как любая попытка исправить прошлое может привести к чудовищным и смешным последствиям в будущем. Небоходов делает это с блестящим сарказмом, вкрадчивой интонацией психоаналитика и язвительной ухмылкой лучшего друга, знающего все ваши слабости.
Финал, после которого всё только начинается
К финалу мы снова оказываемся в знакомых реалиях, где Лия совершает свой последний прыжок в прошлое, чтобы выбрать настоящую любовь и настоящую жизнь, что придаёт истории философскую глубину и искреннюю трогательность. Но даже здесь автор умудряется повернуть всё так, что к последней странице мы оказываемся в 1974 году, и Лия уже не Лия, а восемнадцатилетний юноша. Аплодисменты!
Итак, если вам показалось, что вы всё знаете о путешествиях во времени, психологии и эротике в русской литературе - забудьте. Алексей Небоходов радикально переписал правила игры и подарил нам литературный аттракцион, от которого вы не оправитесь до следующего сна. Или до следующей книги автора, что уж точно случится раньше. А до тех пор - приятных сновидений!
Свежие комментарии