Один из двух главных акционеров ГК «Самолет» Михаил Кенин, который владеет 31,6% акций девелопера, собирается продать свою долю. Данная информация подтверждает аховую ситуацию, в которой оказалась близкая к губернатору Московской области Андрею Воробьеву и его брату Максиму Воробьеву крупнейшая в России строительная компания.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Партнер Воробьевых
Кенин в 2012 году создал «Самолет Девелопмент» вместе с Игорем Евтушевским и стал мажоритарным акционером и председателем Совета директоров этой компании. Евтушевский вышел из бизнеса в 2020 году, когда ГК «Самолет» возглавил Антон Елистратов – партнер Максима Воробьева. После этого застройщик, несмотря на упавшую втрое прибыль, продолжил скупать новые площадки под застройку, и все это в последние четыре года финансировалось в долг.
Михаил Кенин. Фото:
Кенин является товарищем не только Максима Воробьева, но и всего семейства Воробьевых, которые тесно связаны с бывшим министром обороны РФ Сергеем Шойгу. Отец Андрея и Максима Юрий Воробьев 16 лет был заместителем Шойгу в МЧС, после чего стал сенатором от Вологодской области, хотя сам родился и вырос в Красноярске. Сегодня Юрий Воробьев является одним из главных ветеранов Совфеда РФ и ждет там Руслана Цаликова – «правую руку» Шойгу, которого в течение двух месяцев не может избрать в сенаторы Верховный Хурал Тывы.
Дома Воробьевых и Шойгу находятся на Рублевке на смежных участках, а их родственники перед кризисом 2008 года были вовлечены в несколько девелоперских проектов. Людмила Воробьева – жена Юрия Воробьева, была в числе соучредителей компании «Раздоры Сити», которая должна была построить элитный поселок на Рублевке. Партнерами женщины выступили Давид Якобашвили, Гавриил Юшваев и Тимофей Клиновский из «Вимм-Билль-Данна», а также Кенин. Из-за кризиса проект не был реализован, но связи остались.
Людмила Воробьева, судя по всему, передала Кенина своему младшему сыну Максиму Воробьеву, который после ухода Андрея Воробьева в политику стал отвечать в семье за бизнес и является официальным долларовым миллионером.
«Самолет» Максима Воробьева
В 2020 году «Самолет» в качестве рисков публично признал тот факт, что совладельцем части проектов компании числится Максим Воробьев, являющийся братом губернатора Московской области Андрея Воробьева. На тот момент Максиму Воробьеву принадлежало 29% капитала в ООО «Самолет две столицы», которое занимается проектами в Москве, Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Андрей Воробьев. Фото:
Еще одним критичным пунктом в документах «Самолета» было обозначено то обстоятельство, что председатель совета директоров группы и миноритарный акционер Дмитрий Голубков является братом основного акционера Павла Голубкова и зампредседателем комитета по вопросам строительства Мособлдумы. Кроме «Самолета» Дмитрий Голубков известен как бывший глава ГУП МО «Мособлгаз» и президент подмосковного БК «Химки», который обанкротился в 2021 году. Вот так, связь «Самолета» с Воробьевыми подтверждается документально.
Нисанов уже сбежал
Кенин тесно связан с Максимом Воробьевым и не стал бы искать покупателя на свои активы без консультации с партнерами, включая семью Воробьевых. Похоже, это коллективное решение, связанное с желанием выйти из бизнеса «Самолета», угодившего в плоский штопор.
Бизнес компании базировался на льготной ипотеке, банковских кредитах и ажиотажном спросе на жилье, который был искусственно создан государством в пандемию 2020 года. Сейчас ситуация меняется на 180%, из-за чего инвесторы побежали с падающего «Самолета».
Максим Воробьев. Фото:
Первым забил тревогу Год Нисанов, являющийся советником Андрея Воробьева на общественных началах. Нисанов вместе со своей ГК «Киевская площадь» вышел из состава акционеров «Самолета» и продал долю в девелопере в 10%. О сделке было объявлено в конце октября, но говорится, что она произошла двумя месяцами ранее.
Подробности Нисанов не раскрыл, неизвестно кому он продал свою долю в «Самолете», а это важный вопрос. Здесь есть три сценария – либо Нисанов передал права организациям, близким к семье Воробьевых, либо на весь терпящий бедствие «Самолет» нашелся покупатель, либо бенефициары готовятся к коллапсу застройщика и убирают хвосты.
Коррупция в Минобороны РФ
Кроме чисто финансовых проблем на «Самолет» давит отставка Шойгу и коррупционный скандал в Минобороны РФ, который начался с ареста Тимура Иванова. Иванов напрямую связан с Шойгу и Цаликовым и работал с ними еще в Московской области. Учитывая проблемы Цаликова с избранием в Совфед, будущее фигурантов на сегодняшний день не гарантированно.
Сергей Шойгу. Фото: https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/4564725/wr-960.webp
Благодаря этому люди этой группы стали токсичными. Начались разговоры про скорую отставку губернатора Андрея Воробьева. Все больше обсуждаются негативные сюжеты – например, про то, как в Московкой области распределялись строительные подряды и какую роль в них играл Нисанов. Показательным является интервью девелопера Ильгара Гаджиева, который в открытую обвинил Нисанова в том, что тот решает в Москве и Московской области «сложные вопросы» благодаря выходу на мэра столицы Сергея Собянина и Андрея Воробьева.
В такой ситуации федеральные власти не будут спасать «Самолет» и заливать его деньгами, а это значит, что в случае краха застройщика бенефициарам придется отвечать за многомиллиардные долги. Именно это промотивировало Нисанова и Кенина начать исход из «Самолета».
«Самолет» в штопоре
Источники внутри «Самолета» говорят, что планы по уходу у Кенина возникли летом 2024 года после того, как в России была отменена базовая льготная ипотека (госпрограмма 2020), по которой можно было взять кредит на новостройку со ставкой в 8%.
Год Нисанов. Фото:
Теперь такой услуги на рынке больше нет, банковские фонды «материнской ипотеки» подошли к концу, а стандартной банковской ипотечной ставкой являются драконовские 25-27%.
При таких исходных новое жилье не продать, а значит не выплатить кредиты, которые были взяты под застройку, а их у «Самолета» накопилось множество. Если девелоперу не поможет государство, то банкротство девелопера рискует произойти уже в следующем году.
Большой проблемой для компании стали штрафы за просрочку ввода новостроек, которые за 6 месяцев 2024 года составили 8 млрд рублей, что в два раза больше показателя 2023 года. Так, из компании ушли миллионы рублей, которые ей придется замещать в условиях резкого падения продаж и прибыли.
В третьем квартале 2024 года продажи «Самолета» сократились на 45% по квадратным метрам и на 37% в денежном выражении. Все это произошло после того, как «Самолет» в начале этого года опередил ГК «ПИК» и вышел в лидеры по объемам строительства в России с 5 млн кв. метров.
Девелопер планировал продать 2 млн кв. метров жилья в 2024 году, но за 9 месяцев он сумел реализовать только 1 млн кв. метров. Связано это с тем, что до отмены льготной ипотеки доля таких программ в продажах «Самолета» составляла 80%. Рынок чутко отреагировал на данные события – стоимость акций «Самолета» с мая 2024 года упала на 62%.
Одновременно с этим выросли долги: долгосрочные обязательства компании за первые девять месяцев 2024 года выросли на 100,14% до 181,55 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а краткосрочные – на 194,95% и достигли 61,9 млрд рублей. Примерно столько «Самолет» сегодня стоит на фондовом рынке.
Компанию всё больше сравнивают с финансовой пирамидой, последствия краха которой будут взвалены на плечи государства, а в таком случае неминуемы уголовные дела. Неудивительно, что Нисанов и Кенин пытаются держаться от этого шторма подальше.
Свежие комментарии