Как передает корреспондент УтроNews, на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) обсуждалась тема очень популярного сейчас механизма государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве. Те самые пресловутые концессии, которые должны обеспечить приток частного капитала и управленческих талантов не связанных с государством компаний и лиц, чтобы сделать жизнь людей лучше - ведь государство, как нам вещали в 90-ые годы, собственник не эффективный.
И если с последним можно отчасти согласиться, то сами концессии не стали спасением и не смогли серьезно улучшить состояние коммунальной инфраструктуры. Более того, на благодатную тему, предполагающую, в том числе, бюджетное финансирование, как мухи на мед, слетелись откровенные аферисты, в том числе - бывшие чиновники, которые через механизм концессий ставят под контроль целые отрасли коммунального хозяйства.
Как заявила на ПМЮФ аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, помимо этого концессии так и не смогли привлечь много внебюджетных денег в отрасль - все равно приходится запускать руку в казну. Несмотря на то, что именно на ЖКХ приходится 80% от числа всех таких соглашений, в концессию переданы всего 12% объектов ЖКХ - и те, добавим от себя, далеко не всегда управляются эффективно.
Кроме того, как сообщили эксперты, 60% из этих концессии - соглашения с инвестициями менее 10 млн рублей, около 30% - менее 1 млн рублей. Т.е. это концессии формальные, их также называют притворными. Но ведь концессионер то имеет вполне реальную выгоду от таких соглашений - собирая те же платежи за коммунальные услуги, чтобы свои инвестиции отбить.
Не только ЖКХ
Впрочем, привлечение внебюджетных средств - палка о двух концах.
Где привлекают, а где платят сами. Например, возьмем концессии из немного другой сферы - строительство социальной инфраструктуры. Чего только стоят ГЧП по возведению школ на Дальнем Востоке, которые окончились полнейшей катастрофой.В Новосибирске по таким концессиям возводилось шесть образовательных учреждений, и ни одно из них не ушло дальше фундамента. Сегодня представитель компаний-концессионеров, скандальный делец Отто Сопроненко, сидит в СИЗО по обвинению в мошенничестве. А суть здесь в том, что он сам практически не вкладывал средств: значительная часть на стройку изначально поступала из бюджета, а другая - бралась компаниями Сопроненко в виде кредитов в государственном же «Сбербанке». Итог известен - ни денег, ни школ.

Вместо «концессионных» школ – бетонный остов. Фото:
Но с Сопроненко - кейс скандальный и известный, и случай это крайний, ведь далеко не всех концессионеров обвиняют в мошенничестве. Впрочем, смотря что считать мошенничеством. Многие убеждены, что дикое поднятие тарифов концессионерами в ЖКХ далеко не всегда можно оправдать затратами на модернизацию инфраструктуры.
А иногда и модернизации никакой не происходит. Возьмем другой острый пример, уже из ЖКХ - концессии, связанные со сферой обращения с отходами. Здесь пальму первенства по скандалам держит группа «ВИС» Дмитрия Доева и Игоря Снегурова.
Настоящим кошмаром для Новосибирской области стала концессия с компанией «Экология-Новосибирск» (ГК «ВИС») на строительство мусоросортировочных комплексов в районе сел Раздольное и Верх-Тула. Стоимость - 6,5 млрд рублей, срок - 40 лет. В 2017 году концессия была заморожена, ее условия пересмотрены специально созданной при облправительстве рабочей группой. Срок концессии был сокращен до 25 лет, гарантированный концессионеру объем ТКО - с 800 до 728 тыс. т в год, объем инвестиций - до 4,3 млрд руб.
Кроме того, было решено заменить площадку в Раздольном, которая не устроила общественников. Проект допсоглашения, учитывающий эти условия, был направлен в УФАС. В декабре 2022 года стало известно, что Служба не согласовала предлагаемые в проект изменения.

Мусорный коллапс в Новосибирске – один из итогов провала концессии по строительству МСЗ. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bae7773ac914abf83b70e14b...
В результате власти расторгли контракт с «Экология-Новосибирск». Вся область осталась ни с чем, разве что - с горами мусора. И эта же компания была регоператором по обращению с ТКО - и точно также «благополучно» вошла в процедуру банкротства с минусовой стоимостью активов в 1,2 млрд рублей. На ее счета и имущество наложили арест. Возникает вопрос - а за что люди платили деньги, оплачивая вывоз мусора? И кто теперь будет строить утилизацией отходов в Новосибирске?
ВИС - это вообще главные концессионеры восточной части России. И с неизменно провальным результатом, которого можно было бы избежать, если бы власти сами грамотно исполняли свои обязанности по развитию региона. Тот же ВИС в рамках концессионных соглашений строил поликлиники в Новосибирске, которые должны были сдать еще в эпоху ковида. Как вы уже догадались - не сдали, сорвав все сроки.
Интересно здесь не столько это, а то, что финансирование проекта - т.е. те деньги, которые должна была заплатить сама компания, осуществляет государственный «Газпромбанк». С 2018 года смета строек выросла с 6 млрд до 20 (!) млрд рублей. После серии актов возмущения со стороны городских и региональных властей соглашение с компанией хотели расторгнуть. Но в конце 2024 года снова поверили в ВИС - «Газпромбанк» возобновил финансирование, и «вечная» стройка продолжилась.
Возникает резонный вопрос: а в чем выгода для государства и людей? И не было бы меньше проблем, если бы регион сам взялся за эту работу, сам «кредитнулся» в государственном «Газпромбанке», а потом сами же чиновники бы и отвечали головой за это начинание?
Кстати, тот же ВИС возводит в Новосибирске и новый многострадальный мост через Обь. Наши читатели из этого города сами могут оценить, какого это - на протяжении многих лет стоять в пробках. Сроки постоянно переносились, а смета проекта распухла до неприличных размеров - и все, конечно же, из-за санкций и роста стоимости стройматериалов.
«Крупная рыба» – концессионеры при деньгах
Однако, вернемся к ЖКХ - главной головной боли российской глубинки. Шутка ли - в стране необходима замена лифтов, но на это не хватает средств. Тоже самое - другая коммунальная инфраструктура, теплосети. «Прорыв года» - имеется в виду, масштабная авария ЖКХ в Подмосковье зимой 2024 года - помнят не только жители Московской области, но и всей страны. Как пример того, что даже в богатом центре страны ситуация с этим аховая.
И вот, где государственно-частное партнерство на фоне отсутствия средств бюджета могло было бы стать настоящим спасением. Но не стало. Среди коммунальных концессионеров наиболее известны следующие крупные игроки - это ГК «Ренова» и «Т Плюс» Виктора Вексельберга, структуры Михаила Фридмана («Росводоканал») и ИК «Лидер», которую связывают с крупным бизнесменом Павлом Прассом (от этой же ИК - «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения», ставшие настоящим коммунальным «спрутом» в Волгоградской области).
С последним случилась и вовсе история, что называется, «с душком». ИК «Лидер» было концессионером по сетям водоснабжения, а в 2023 году внезапно вышло из него, «зафиксировав убытки». Да только незадолго до этого в городе прорвало коллектор, залив нечистотами улицы. 200 тыс. горожан остались без воды и тепла, что стало крупнейшей техногенной катастрофой в городе за последние 10 лет.

Прорыв в Волгограде – результат «хорошей» работы концессионера? Фото:
Коллектор должен был быть капитально отремонтирован как раз на деньги, которые люди платят за ЖКХ. Получается, капремонта не было, деньги ушли непонятно на что, а концессионер вдруг оказался убыточен. И ничего - ни уголовных дел, ни даже серьезного аудита его работы не проводилось.
Все эти игроки той или иной мере уже вызывали вопросы и даже гнев властей - включая крупных федеральных игроков. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание и на концессии в сфере ЖКХ. Он яростно раскритиковал такие проекты и поручил провести анализ подобных соглашений вместе со Счетной палатой. Володин негативно оценил практику выдачи концессионерам средств через Фонд национального благосостояния (ФНБ) – без увязки с тарифами на их услуги. ФНБ в том числе занимается помощью в реализации сверхкрупных инфраструктурных проектов.
И сделал это не просто так - опять же вопрос, а причем тут ГЧП, если большая часть денег - государственная? Как раз во время спича Володина разгорался скандал в Саратове - якобы, местная мэрия предъявила имущественные претензии компании «Т Плюс» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга) - одного из крупнейших «коммунальных» концессионеров страны.
Чиновники хотят в судебном порядке отобрать у «Реновы» два нежилых помещения и котельную. Все три спорных объекта находятся в жилых домах, являющихся, по большей части, старыми двухэтажками. Котельную построили за бюджетные деньги. Она ни дня не работала, зато пришла в негодность. И снова - а где деньги?
Сегодня «Т Плюс» через концессии заведует коммунальными сетями во множестве регионов страны. Но не все коту Масленица. В 2016 году «Т Плюс» хотел получить теплосети Ижевска, заложив в концессию рост тарифов на 30% за 8 лет. Но получил от ворот поворот - против выступил тогдашний глава Удмуртии Александр Соловьев. Но это скорее исключение, чем правило. Т.е. концессии становятся настоящей кормушкой для связанных с ними компаний, а нагрузка перекладывается на простых граждан. И снова - почему же сами власти не используют этот механизм, например, через привлечение тех же средств ФНБ или государственный займ?

«Т Плюс» работает, но ломит тарифы – а власти только рады? Фото: https://sun9-67.userapi.com/impg/98qNZpne8K-hpMSoAUpy7U6XfUb...
Разумеется, во-многих случаях выбор концессионера, да и сам заход в ГЧП, связан с интересами близких к власти людей. Например, недавно избранный мэр Череповца Роман Маслов, ранее занимавший пост главы Череповецкого района активно продвигал своего соратника по службе Сергея Гордина, который ранее работал в ООО «Газпром теплоэнерго Вологда». Именно этой компании отдали тепловые сети Череповца в концессию до 2037 года. Совпадение? Ну а сам Гордин получил хлебное место руководителя МУП «Теплоэнергия».
Концессионные соглашения и связанные с ними огромные суммы денег становятся предметом политической игры, генератором уголовных дел и скандалов - и зачастую без внятного положительного результата для людей. Что-то не ладно в российском госуправлении, если подобное приобрело системный характер. Учитывая это, разговор о проблемах с ГЧП в ЖКХ и других сферах, прозвучавший на ПМЮФ - явно не последний. Главное, чтобы ответственные лица не ограничивались только словами.
Свежие комментарии