Федеральное казенное учреждение «Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключило договор на строительство подхода к новому мосту через Волгу в Саратове с ООО «Автобан». Компания получила госконтракт на 9,2 млрд рублей при изначальной цене тендера в 9,25 млрд рублей – два конкурента, которые претендовали на эту заявку, не стали снижать сумму и, видимо, играли техническую роль.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Царство Киракосянов
Учредителями ООО «Автобан» являются Арарат Киракосян и его сын Тигран Киракосян, который также выполняет в компании функции генерального директора. Выручка компании составляет 16 млрд рублей при кредиторской задолженности в 2 млрд рублей. Организация уверенно развивается за счет госконтрактов, сумма которых перевалила за 60 млрд рублей.
Фото: Rusprofile.ru
Второй головной организацией Киракосянов является ООО «Автотрасса». Здесь единственным учредителем выступает Арарат Киракосян, а гендиректором другой его сын – Гагик Киракосян. Ранее в составе учредителей числилась Айда Киракосян. Выручка «Автотрассы» составляет 12 млрд рублей при кредиторской задолженности в 773 млн рублей. Общая сумма госконтрактов по этой компании перешла за отметку в 83 млрд рублей.
Однако не все у Киракосянов финансово стабильно. В 2021 году в Арбитражный суд Саратовской области обратилась налоговая инспекция с иском о банкротстве ООО «Волгадорстрой» по той причине, организация не уплатила 2,6 млн налогов. Компания существует и сегодня, но Киракосяны юридически из нее вышли. Тигран Киракосян перестал быть гендиректором «Волгадорстроя» с 2020 года, сначала его сменил Арман Гукасян, а в 2021 году новым главой стал Костелло Ишан Николас.
А вот с учредителями у «Волгадорстроя» поинтереснее, ведь фирма зарегистрирована на кипрский офшор ПЕЛКО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД. Организация из недружественной страны вошла в капитал «Волгадорстроя» после того, как из нее вышел Арарат Киракосян. При этом буквально через 13 дней после этого учредителем перестал быть Тигран Киракосян.
Кипрский офшор
ПЕЛКО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД является подозрительной организацией, потому что на нее сегодня в России зарегистрировано восемнадцать компаний, где руководителями являются люди с явно иностранными фамилиями. Шестнадцать из этих структур уже ликвидированы.
Фото: Rusprofile.ru
Приведем в качестве примера ООО «Альфа – Поток» с генеральным директором Патрицией Махалак, ООО «Веста» с генеральным директором Райаном Винстоном Биллардом и ООО «Надежные решения» с генеральным директором Джейсоном Смитом. При этом Махалак, Биллард и Смит также являлись руководителями большого числа других российских организаций, которые занимаются всем подряд – от заготовки леса до продажи оргтехники.
Что это такое? Работа генеральным директором на новый лад? Или просто уход от налогов, задолженностей и уголовных дел? В этом позволяет разобраться вторая «живая» фирма, которая зарегистрирована на ПЕЛКО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД.
Разговор идет о саратовском предприятии ООО «Стройсервискомплект», где генеральным директором числится Джон Шоу Бриггс Даниэль. Данное англосаксонское имя фигурировало в скандале с подведомственным Минобрнауки ФГУП «СКТБ «Технолог» по делу о завышении цен на поставку химических компонентов для нужд Минобороны РФ.
Как сообщает депутат Госдумы РФ Анатолий Вассерман, «Технолог» в 2019 году якобы стал покупать химкомпоненты не напрямую, а через ООО «Ай Эл Форвард», которое зарегистрировано на лондонскую компанию ХИСТОЛ КОРПОРАТ ЛП. На эту же структуру оформлено саратовское ООО «Меркурий» с генеральным директором Джон Шоу Бриггсом Даниэлем. Большинство структур из этой схемы закрыты, однако скандал с «Технологом» показывает для каких мутных схем они, похоже, применялись.
Налоговый схематоз
Одновременно с переводом ООО «Волгадорстрой» на кипрский офшор Киракосяны перевели, как утверждает ФНС, профиль деятельности организации на ООО «Автобан». Налоговикам даже удалось взыскать с «Автобана» 84 млн рублей, которые «Волгадорстрой» не доплатил по налогам.
Арарат Киракосян. Фото:
Киракосяны, видимо, списали «Волгадорстрой» на ПЕЛКО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД в тот момент, когда ими заинтересовалась ФНС. Если это так, то цель у данного действия банальная – скрыть серые схемы за иностранными структурами и фамилиями. Бизнесмены явно имеют выход на людей, кто предоставляет подобные офшорные услуги российскому бизнесу.
Володинский регион
Близостью к офшорному схематозу биография Киракосянов не ограничивается. Эти люди давно стали частью политико-экономической элиты Саратовской области. Гагик Киракосян наряду с руководством ООО «Автотрасса» является депутатом Саратовской областной думы от «Единой России». Он является членом комитета Облдумы по государственному строительству и местному самоуправлению, членом комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, то есть курирует там профиль деятельности «Автобана» и «Автотрассы».
Гагик Киракосян. Фото:
Бизнес Киракосянов плотно работает с родным для председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина Хвалынским районом Саратовской области. В 2009 году прокуратура возбудила там дело против местного чиновника из-за того, что он подписал о выполнении принадлежащей Арарату Киракосяну компанией «Аист-99» работ по строительству подъездных путей и стоянки на пляже.
Кроме того, Киракосян-старший являлся видным лицом в саратовском отделении «Единой России» и хорошо знаком с Володиным, который критиковал его за качество дорог. Здесь политик совершенно прав – например, в 2011 году ООО «Автотрасса» была поймана за тем, что укладывала асфальт на снег.
Только все эти скандалы не повлияли на бизнес Киракосянов, не берет их и криминал. В 2012 году Тигран Киракосян в хвалынском кафе выстрелил из травматического пистолета в живот мужчине, который проводил там поминки своего отца. Причина ссоры точно неизвестна, но якобы это произошло из-за того, что Киракосяну не понравилось, как мужчина на него посмотрел. Похоже, в этом семействе с понимаем относятся только к взгляду Володина.
Скандалы не мешают
Скандалы постоянно преследуют бизнес Киракосянов, но они всегда уходят от сколько-либо серьезных обвинений. В 2021 году в отношении ООО «Автотрасса» было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов в 200 млн рублей.Однако Гагик Киракосян остается депутатом, а его брат Тигран Киракосян вместе с «Автобаном» получают подряды на строительство трассы федерального значения.
Вячеслав Володин. Фото:
Показательно, что налоговое дело против «Волгадорстроя» по времени совпало с отставкой губернатора Саратовской области Валерия Радаева, при котором регион стал дотационным, что позволило расцвести, в том числе, и бизнесу Киракосянов. В момент региональной пересменки у Киракосянов возникли некоторые проблемы, но затем они их уладили.
При Радаеве деньги на осуществляемое их компаниями дорожное строительство в Саратовской области начали идти из федерального бюджета. Очень помог здесь Володин, который попросил министра финансов Антона Силуанова стать федеральным куратором региона.
Итогом такого взаимодействия стали строительство велодорожки за 250 млн рублей, тендер на который выигрывает компания «Автодорожник», которая использует технику с логотипом ООО «Автобан».
При этом все эти скандалы за исключением офшоров, которыми мы надеемся, что заинтересуется СКР, общеизвестны, но воз и ныне там. Хотя Радаев сегодня в Совфеде, а регион возглавляет Роман Бусаргин. Может быть связи от Киракосянов идут еще выше?
Свежие комментарии