ГК «Монополия» продлила до 15 ноября сбор заявок на дебютный выпуск облигаций в 2 млрд рублей. В первом раунде сбора, который состоялся 8 октября, организация привлекла 280 млн рублей. Пока продажа бумаг идет плохо, несмотря на купон в 22,75%.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Бывший подручный иноагента
Юридическим лицом группы является АО «Монополия», исполнительным директором которого числится Екатерина Михайлова.
Еще одним юридическим лицом значится ООО «Монополия», которое управляется и контролируется через одноименное АО. Такая же схема задействована и в других дочерних организациях группы.Илья Дмитриев. Фото:
До 2022 года учредителями АО «Монополия» была Михайлова и ее компаньон Илья Дмитриев, он же с 2013 по 2016 год был генеральным директором АО «Монополия», а с 2006 по 2021 год генеральным директором ООО «Монополия».
Дмитриев начал карьеру в компании «Петросиб», которая принадлежала Олегу Тинькову (признан в РФ иноагентом), а затем перешел в другой проект этого предпринимателя «Дарья», который выпускал одноименные пельмени, и работал там до 2003 года. Затем Дмитриев вместе с партнером купил подержанные грузовики, а в 2006 году основал собственный бизнес – сервис «Монополия» для обслуживания перевозок.
Сегодня в структуре «Монополии» много организаций, а их бенефициары скрываются за формой АО, с помощью которой также проводится данный выпуск облигаций. Сделано это похоже не только для выхода на фондовый рынок, но и для анонимности реальных выгодополучателей.
Forbes утверждает, что весь бизнес ГК «Монополия» (а значит АО «Монополия») завязан на кипрский офшор Glazifer Ltd. Данную фирму контролируют Дмитриев, Екатерина Михайлова, скандально известная фирма Baring Vostok и Acmeo Capital бизнесмена Симана Поваренкина.
Бенефициар Поваренкин
Семья Поваренкина давно живет в Великобритании, жена бизнесмена еще в 2018 году обладала британским гражданством, которое она получила за инвестирование 2 млн фунтов стерлингов в экономику недружественной страны. После этого предприниматель приобрел право на постоянное проживание на территории Соединенного королевства и право на получение гражданства.
Симан Поваренкин. Фото:
Семья Поваренкиных владеет квартирой за 11,3 млн фунтов стерлингов (цены прошлого десятилетия) в фешенебельном лондонском районе Белгравия.
В 2017 году Поваренкин был задержан в Хитроу (лондонский аэропорт), когда прибыл на Британские острова на день рождения жены и ребенка. Бизнесмену была вручена повестка и исковое заявление на рассмотрение дела в Высоком суде Лондона. Его бывший бизнес-партнер Руслан Бестолов утверждал, что Поваренкин должен ему 7,5 млн долларов за участие в двух рудных проектах в Якутии. Британская юстиция посчитала, что Поваренкин является британским резидентом, а значит коммерческий иск к нему может быть рассмотрен в Лондоне.
Одной из причин такого внимания англичан к Поваренкину стало то, что он имел контакты с Аароном Бэнксом – главным спонсором политической компании по выходу Великобритании из Евросоюза, более известной как «Брексит».
Издание The Guardian утверждает, что Бэнкс познакомился с Поваренкиным в посольстве РФ и хотел купить у него золоторудные месторождения в Сибири. Данные слухи появились в британской прессе на фоне иска Бестолова. Бэнкс затем давал показания в Парламенте Соединенного королевства и заявил, что сделка с Поваренкиным не состоялась.
Гонконгский офшор
На 2018 год 31,5% акций компании Поваренкина Geopromining принадлежали Сбербанку, в 2020 году бизнесмен продал свою долю в компании Роману Троценко, который сейчас похоже пытается распродать все активы в России и отстраниться от страны.
Роман Троценко. Фото:
Geopromining была создана Поваренкиным после раздела бизнеса с бывшим министром энергетики РФ Сергеем Генераловым. До этого через компанию «Промышленные инвесторы» Генералова Поваренкин выкупил горно-металлургические активы в России и Армении, которые в итоге и стали основой Geopromining и, в конечном счете, проданы Троценко. После попадания Романа и Глеба Троценко в западные санкционные списки формальным бенефициаром этих проектов стала их давний компаньон Елена Ершова.
Компания Acmero Capital, которая через кипрский офшор является одним из собственников ГК «Монополия», используется Поваренкиным для инвестиций, самой известной из которых остается покупка в 2015 году 40% торговой сети «Шоколадница» у ее владельца Александра Колобова. В «Монополию» эту структура вошла в 2016 году, приобретя 38% и пообещав инвестировать в покупку грузовиков 1 млрд рублей. Acmero Capital зарегистрирована в китайском офшоре Гонгконг, а значит практически обезопасена от воздействия санкций.
Через «Шоколадницу» и руководителя этой сети Колобова у Поваренкина существует выход на ООО «Иль Форно», которым владеет Александр Колокольцев – сын действующего главы МВД РФ Владимира Колокольцева. Также среди партнеров Поваренкина фигурируют Олег Юсупов – родственник одного из главных девелоперов Москвы и Московской области Года Нисанова, помощник Президента РФ Игорь Левитин и даже кинорежиссеры Никита Михалков и Андрон Кончаловский. У Поваренкина, несмотря на лондонскую прописку, все в Москве схвачено.
Британские связи
Второй инвестор Glazifer Ltd в лице Baring Vostok также небезынтересен. В 2019 году в России случилось уголовное дело, по которым был привлечен управляющий партнер данной организации американо-британский бизнесмен Майкл Калви.
Герман Греф. Фото:
Процесс был связан с обвинениями о мошенничестве против Калви, которые были основаны на показаниях члена правления банка «Восточный» Шерзода Юсупова и связанного этой кредитной организацией бизнесмена Артема Аветисяна. За Калви, который отделался условным сроком за растрату 2,5 млрд рублей, тогда публично просил у Кремля Герман Греф, чей Сбербанк финансировал многие поваренковские проекты.
Неудивительно также, что Поваренкин вместе с Baring Vostok оказались среди акционеров ГК «Монополия», ведь Калви переехал в Лондон еще в 1994 году. Фактически это одно из оставшихся окошек по влиянии британского капитала на экономику РФ. Тиньков (признан в РФ иноагентом), у которого начинал Дмитриев, сегодня тоже проживает в Лондоне и не забывает про российские дела. Нельзя исключать и интереса к этим сюжетам со стороны MI6.
Предбанкротная «Монополия»
Финансовые показатели ГК «Монополия» не из лучших.
АО «Монополия» накопила дебиторскую задолженность в 221 млн рублей и кредиторскую задолженность в 152 млн рублей, а ООО «Монополия» - в 2,3 млрд рублей и в 2 млрд рублей, соответственно. ООО «Техцентры Сотранс» в 2023 году даже обратилось в суд с заявлением о признании банкротом ООО «Монополия».
Основные средства группы при этом, похоже, зарабатывает оператор интернет-платформы ООО «Монополия.Онлайн» с низкой финансовой устойчивостью. Здесь выручка составляет 41 млрд рублей при чистой прибыли в 11 млн рублей, дебиторской задолженности в 5,8 млрд рублей и кредиторской – в 7,7 млрд рублей. Есть у этой компании краткосрочные обязательства в 1,1 млрд рублей и долгосрочные – в 2,6 млрд рублей.
Фото: Rusprofile.ru
Головное АО «Монополия» состоит в реестре должников ФНС и имеет задолженность по итогам третьего квартала 2024 года в 24,6 млн рублей. Еще 165,6 тысяч рублей приходится на пени по налоговым правонарушениям, а это значит, что организация не спешит закрывать долги.
Практически вся выручка от бизнеса уходит на покрытие управленческих расходов, включая заработную плату, служебные командировки и прочее, что не связано с самим производственным процессом. В 2023 году выручка АО «Монополия» составила 864 млн рублей, а управленческие расходы – 846 млн рублей.
Летом ГК «Монополия» приобрела 72% акций пермской компании «Умная логистика», что намекает на то, что оборотных денег у организации Дмитриева в настоящее время нет и что проблема должна быть решена за счет эмиссии ценных бумаг.
Так что, в «Монополии» присутствуют серьезные скелеты в шкафу, несмотря на Поваренкина и его московско-лондонские возможности. Кстати говоря, деньги полученные на IPO могут последовать на кипрский офшор Glazifer Ltd. Для вывода средств в группе, похоже, используется ООО «Монополия инвестментс», где прибыль при нулевой выручке в 2023 году увеличилась с нуля до 16 млрд рублей.
Вот такая предбанкротная компания с британскими «ушами» и офшорными корнями сейчас распространяет свои бумаги на российском фондовом рынке.
Свежие комментарии