Агентство Bloomberg называет это центральным элементом плана Трампа по изменению баланса мировой торговли и стимулированию внутреннего производства.
Это ломает устоявшийся порядок ведения международной торговли и может иметь далеко идущие последствия. Правительства и экономисты пытаются оценить «силу удара» по экспортным доходам, ведущим отраслям и рабочим местам.
Подробности в материале корреспондента УтроNews.«Это меняет правила игры не только для экономики США, но и для мировой экономики. Многие страны, скорее всего, столкнутся с рецессией, — сказал Олу Сонола, глава отдела экономических исследований в Fitch Ratings. — Если этот тарифный режим сохранится в течение длительного времени, о большинстве экономических прогнозов можно будет забыть».
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала, что без ответа действия американского президента не останутся. Китай, Республика Корея и Япония договорились совместно реагировать на тарифы США и поговорили о том, чтобы создать свою зону свободной торговли. В Германии некоторые политики сравнили тарифы Трампа с санкциями, которые Запад ввел против России после начала СВО.
«Америка обнаглела, как никогда. Ведет себя как беспринципная империя, сжигая мосты с Европой и готовясь к конфронтации с Китаем», пишет The Telegraph. США стали, как минимум, ненадежным союзником, который не считается с европейскими интересами, говорят в Германии.
В Италии же заявили, что европейским странам необходимо избегать как торговых споров, так и «словесной эскалации» в отношениях с США. Но встревожены практически все и от действий Трампа ожидают серьезных последствий.
Советники Трампа заявляют, что введение пошлин создаст 2,8 млн рабочих мест и увеличит ВВП США на 758 млрд долларов. Размер пошлин дифференцирован: для некоторых стран — 50%, для ЕС — 20%, для Китая — 34%. Великобритания попадает в небольшую группу стран с тарифом в 10%. По мнению Трампа, эти меры обеспечат поступление в США 6-7 трлн долларов инвестиций.
В действительности, корень проблемы, которую пытается решить Трамп, состоит в том, Америка хронически тратит больше, чем зарабатывает, потребляет больше, чем может это себе позволить. Иными словами, страна живет не по средствам и в долг, который уже не способна обслуживать. Кто, как ни Трамп должен понимать, что это путь к банкротству.
Многополярность со знаком «минус»
Решения новой администрации США толкнули Запад к «многополярности со знаком минус». Мир стран «золотого миллиарда», который только вчера гордился своим единением, на грани распада. Страны, экономики и регионы остаются, но восстановить прежние политические связи и союзы, «как при Байдене», может и не получится.
Нелишне будет вспомнить слова главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что для неолиберальных кругов Запада «объективный процесс формирования многополярности» считалась вызовом. Страны Запада делали ставку на конфронтацию и стратегическое поражение конкурентов, заявил российский министр, выступая в Йоханнесбурге на заседании совета глав МИД Группы двадцати по итогам председательства ЮАР.
«Пятьсотлетний период доминирования Запада безвозвратно уходит», - эти слова Лавров произнес всего шесть недель назад, 21 февраля. Сегодня Запад трещит по торговым, политическим и психологическим швам, становясь многополярным, но со знаком «минус». Происходящее можно было бы назвать «эффектом Дональда Трампа». Хотя новая власть в США только ускорила процессы разрушения прежних связей.
При Трампе первым звонком стала Гренландия. Президент США неоднократно заявлял о том, что Гренландия должна присоединиться к США, грозил ввести против Дании высокие торговые пошлины, если она не откажется от острова. Для Копенгагена этот вопрос стал проблемой из области международного права, Евросоюз происходящего как бы не заметил.
Если не считать слов главы Европейского совета Антониу Кошта. Он подчеркнул, что территориальная целостность и суверенитет Дании, стабильность ее границ являются для ЕС «вопросом первостепенной важности». Хотя забыл уточнить, что Гренландия в ЕС не входит.
Эту битву Запад проиграл
Главной проверкой на прочность для США и коллективного Запада, а также катализатором перемен стала война на Украине. Эту битву Запад проиграл. В Вашингтоне это поняли, в Брюсселе и других европейских столицах к осознанию порочности своей политики идут, но медленно. Неслучайно министр обороны США Пит Хегсет назвал союзников «жалкими нахлебниками».
Характерно, что New York Times в своих недавних публикациях решительно отказалась от официальной и насквозь лживой версии причин украинского конфликта. Вероятно, как считает Пол Крейг Робертс, этим «глубинное государство» признало, что конфликт был войной Америки с Россией, замаскированной под российское вторжение.
Инициатива Трампа по мирному урегулированию на Украине, как бы она не формулировалась, натолкнулась на сопротивление союзников по альянсу НАТО, а также верхушки украинского руководства, связанного обязательствами с Лондоном и европейскими столицами.
Хотя и здесь появились голоса, выбивающиеся из большого европейского хора.
Итальянский премьер Джорджия Мелони предлагает остановить военную помощь Украине, пишет Politico.
В Германии раздаются голоса в пользу восстановления взаимовыгодных связей с Россией в энергетике.
Что же касается США, то Трампу бы следовало собраться с духом и признать, что кровавая авантюра его предшественников и ЕвроНАТОсоюза с вовлечением Украины в качестве «острия антироссийского копья», провалилась.
«Трамп может положить конец конфликту, прекратив в нем участвовать. Нет никаких причин для бюрократов и эмиссаров вести бесконечные переговоры. Трамп просто объявляет, что война окончена», - предлагает Пол Крейг Робертс.
Но бесконечные переговоры, также, как и повышение тарифов, это сознательная стратегия увиливания. Трамп не готов признать банкротства, даже если это «не его война». Также, как не может признать, что Америка живет не по средствам.
Новые горизонты БРИКС
Западу следует приготовиться к «расплате» в виде невозможности навязывать свое «лидерство» всему миру в будущем — такое пророчество в колонке для издания The National Interest почти два года назад выразил Чандран Наир, основатель и президент Глобального института будущего, базирующегося в Гонконге.
«Эта расплата поставит под сомнение укоренившиеся убеждения и структуры, которые поддерживали господство Запада.
Существующие структуры могут видоизменяться. Например, реагировать на изменения в правилах международной торговли. Новые структуры, как, например, БРИКС, могут дополнять действующие, или действовать параллельно, отвечая на новые вызовы. Их будет немало, тарифная война Трампа – это только начало.
По мнению замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, объединение БРИКС уже получает осязаемые практические результаты в самых разных областях, расширяет состав участников, взаимодействует со странами-партнерами. «Мы на сегодня имеем БРИКС, который обладает современным обликом и узнаваем не только среди населения тех стран, которые туда входят, но и в международном сообществе», - подчеркнул Рябков.
Мы привыкли к тому, что «многополярность» предполагает практически все, что не относится к политическому Западу. Не случайно, объединению BRICS дал меткое определение премьер-министр Индии: «БРИКС – это не антизападное объединение. Оно просто не западное».
Нельзя исключать, что тарифная война Трампа и политическая фрагментация Запада поднимет интерес к БРИКС со стороны новых потенциальных участников, откроет для объединения новые возможности развития.
Свежие комментарии